Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

 

А чем здесь пахнет?
 

 

Прогресс компьютерной индустрии постоянно стремится заинтересовать пользователей какой-нибудь новой идеей или программой, благодаря которым человек может позволить себе удовлетворить все свои компьютерные прихоти. Современный человек часто использует Интернет для поиска необходимой информации и интересующего товара. В настоящее время можно осмотреть свою потенциальную покупку, послушать, если она звучит, и при желании даже пощупать. До недавнего времени оставался лишь один камень преткновения в Сети нельзя было ощутить запах того или иного товара, в частности, парфюмерии или продуктов. Но мастера компьютерной жизни творят невероятные чудеса, о которых многие из нас и подумать не могли. Речь пойдет о передаче запахов через Интернет, кинофильмы и даже сотовые телефоны.

 

Кто первый превратил в реальность запахи?

 

Ответить на вопрос, кто первый додумался осуществить в реальности технологию по передаче запаха через Интернет, не просто. То ли это японцы мастера на выдумку различных изобретений, облегчающих человечеству жизнь. То ли на американских ученых напало вдохновение сделать что-нибудь этакое, при этом экономическую помощь в осуществлении своей идеи они получили от английской компании. То ли утонченные французы, признанные короли мира ароматов, не смогли пройти мимо такой задумки. Кто первый остается только догадываться, ибо источников информации много, а каждая компания утверждает что первенство, несомненно, за ними. Поэтому принятие независимого решения по данному вопросу предоставим, уважаемый читатель, тебе, а мы, в свою очередь, попробуем дать наиболее полную информацию к размышлению.

 

Пролог 1999 года

 

В 1999 году два амбициозных американца, Джоэль Белленсон и Декстер Смит, основали компанию DigiScents Inc. К этому времени их имена были уже известны IT-общественности. Они работали вместе с Марком Кантером создателем и президентом компании Microminds (сейчас Macromedia), которая разработала и выпустила ряд оригинальных программных продуктов Director, Shockwave и Flash. После революции в аудиовизуальном пространстве они посчитали, что пришло время добраться и до чувства обоняния.
Молекулы аромата, которые проникают в нос человека, воздействуют на рецепторы, которые запоминают эту комбинацию и передают информацию о ней в мозг. Благодаря этой комбинации, соответствующей определенной ароматической композиции, мы и способны различать запахи.

 

 

 

Рис. 1

 

Биотехнологи, в том числе и Джоэль Белленсон, начали искать алгоритмы формирования молекулы конкретного аромата из нескольких определенных молекул. Они решили, что если монитор компьютера способен воспроизводить миллионы оттенков, используя всего три цвета (красный, зеленый и синий), то триллионы запахов, возможно, удастся создать из 100200 базовых компонентов. Компания DigiScents Inc. в ноябре 1999 года представила синтезатор запахов iSmell для популярного американского журнала Wired. Проект вызвал огромный интерес со стороны различных компаний, соглашение о партнерстве было заключено, например, с такой огромной корпорацией, как Procter & Gamble. Их заинтересовала возможность использовать ароматы при представлении новых продуктов во время демонстрации видеоматериала. Проект выглядел очень привлекательно, учитывая, что для информации о запахе не требовались большие ресурсы закодированная информация об аромате помещалась всего в двух килобайтах.


На рынок был представлен следующий продукт: присоединяемое к порту компьютера устройство, которое синтезирует запах из первичных компонентов, содержащихся в сменном картридже. Затем это устройство распыляет синтезированное ароматическое вещество. Активация происходила либо автоматически в определенный момент времени, либо по щелчку мышки. Картриджи содержали 128 первичных компонентов, которые по мере выработки можно было заменять. При помощи ScentMixer можно было не только изобретать и регистрировать ароматы, но впоследствии даже посылать ароматическую почту ScentMail. Было разработано около 5000 наборов кода для программирования ароматов, которые предложили производителям игр. Предлагалось вставлять их в исходники программы.


Однако дальше создания пилотного устройства дело в то время не пошло. Главный инвестор проекта, компания Pacific Century CyberWorks, которая планировала предоставить новую технологию в Азиатском регионе, решила свернуть работы, ссылаясь на финансовые трудности. В результате, в апреле 2001 года DigiScents Inc. объявила о своем закрытии и увольнении всех сотрудников. Мечта о передаче запахов так и осталась нереализованной. Но, несмотря на закрытие компании, представители DigiScents Inc. все равно продолжали продавать лицензии на свою технологию, а ее президент Декстер Смит искать финансирование. Так началась история пахучей Интернет.

 

У истоков американцы с англичанами

 

Английская компания провайдер доступа в Интернет Telewest Broadband (www.telewest.co.uk) анонсировала услуги ScentMail и Not-Too-Distan. Это одни из первых в мире коммерческих серверов, позволяющих обонять просторы Сети и электронную почту. Поскольку чувство обоняния по важности в нашей жизни занимает третье место после зрения и слуха, понятно, что на этом можно заработать неплохие деньги. Ведь человек по своей природе любит козырнуть и, несомненно, не откажется от возможности передать желанный аромат. Более того, запах может привнести значительную долю реалистичности в виртуальное общение.


Обонять Интернет и электронную почту предлагается с помощью устройства Scent Dome (аромо-купол), подключаемого к ПК или к приставке интерактивного общения. Как видно на фото, аппарат напоминает обычную компьютерную мышь. Это изобретение может воспроизводить до 60 запахов. В прибор вставляется сменный картридж, где содержится 20 базовых ароматов, остальные 40 образуются при их смешивании. При загрузке пахучей Web-страницы или получении письма аромо-купол смешивает базовые ароматы, используя код, описывающий, чем должно отдавать послание, и распыляет готовый запах в воздухе. Вдальнейшем компания довела количество воспроизводимых запахов до 2000.


Некогда, в стародавние времена, когда не были еще изобретены ни спички, ни велосипеды, ни парики для поддержания женской красоты, и тем более не могло идти речи о каких-то там компьютерах, был у женской половины некий обычай. Дама, написавшая своему кавалеру письмо, обязательно сбрызгивала конверт или саму бумагу своими любимыми духами. Век электроники упразднил эту привычку. Теперь, вместо того, чтобы писать живые письма, благоухающие ароматом нежных духов, можно одним нажатием клавиши заставить воздыхателя наслаждаться тем же запахом, но полученным по e-mail по бездушным оптоволоконным проводами (или витой паре)! Подумать только, какие исторические корни у идеи, вдохновившей современных гениев компьютерных технологий!

 

 

Рис. 2. Так выглядит компьютерный дезодорант фирмы Trisenx

 

Создали Sсent Dome ученые из американской фирмы Trisenx, а Telewest Broadband финансировала проект и взяла на себя важную роль испытания этой системы в своем научном центре, в г.Уоукин, графство Сюррей. Создатели позаботились, чтобы аромат электронного письма мог изменяться от благоухания полевых цветов до знакомого запаха туалетной воды, которой пользуется отправитель, от запахов морского ветра до кокосовых орехов, а для любителей хорошо покушать от запаха сочных бифштексов, поджаренных на углях, до аромата кипящего на плите борща.

 

У истоков японцы

 

Японская телекоммуникационная корпорация NTT Communications изобрела устройство, которое подключается к компьютеру и на основе взятых из Интернет данных автоматически создает ароматы. Внешне оно представляет собой закрытый кубок диаметром 30 см, внутри которого содержится 32 различных пахучих компонента, включая, например, ароматы апельсина и хризантем. Их можно смешивать, и в результате, как уверяют создатели, диапазон возможных запахов практически неисчерпаем и поможет воссоздать любой желаемый аромат.
В настоящее время парфюмерный генератор выставлен на всеобщее обозрение в одном из центральных магазинов по продаже электроники в Токио. Посетителям предлагается попробовать данное изобретение в деле, а именно соединиться с сервером компании и составить для себя гороскоп с индивидуальным запахом.

 

У истоков утонченные французы

 

Профессиональное бюро вин Бургундии и французский телефонный оператор France Telecom одними из первых создали сайт, который можно и посмотреть, и послушать, и даже еще и понюхать. Данный сайт был представлен публике на посвященном виноделию Сельскохозяйственном салоне, проходившем в Париже 25 февраля 2002 года. Инженеры создали очередной распространитель запахов простенькое устройство, подсоединяющиееся к компьютеру как обыкновенный принтер. Стоимость такой игрушки довольно-таки приемлема по европейским меркам от E50 до E100. Даже российские любители компьютерных новинок могут себе позволить побаловаться с запахом. Но France Telecom останавливаться на этом не пожелала и с 2003 года начала разрабатывать устройства, с помощью которых можно было бы улавливать запах собеседника по телефону, в том числе и сотовому.
 

Где может запахнуть?

 

Компьютерные игры пахнут по настоящему!
Для любителей компьютерных игр тоже создали программу и устройство для передачи запахов. Игроки в полной мере могут почувствовать не только вибрацию и прикосновение, но и испытать запах происходящего во время игры. Эта технология разрабатывалась учеными Токийского университета. Ее авторы утверждают, что новые устройства передают удивительно тонкие ощущения например, такие, которые возникают при переходе границы воды и воздуха. Новость порадовала любителей игр, особенно жанра экшн, таких как Doom или Quake.


Американская компания разработчиков игр в Сан-Хосе DigiScents Inc. предоставила устройство iSmell. О ней и о приборе (его создании) говорилось чуть выше, в прологе. Посмотрим поподробнее, что представляет собой этот прибор. Внешне устройство выглядит совершенно футуристически треугольная конструкция с большим количеством отверстий на эллипсоидной подставке. Приставка в форме акульего плавника генерирует запахи в соответствии с происходящим на мониторе действием (рис. 3).

 

 

Рис. 3

 

Технология генерации искусственных запахов, называемая Digital Scent Tecnology (DST), достаточна тривиальна. Ее составляющие такие же, как и у остальных устройств для передачи запаха, снабженных ПО, работа которого и позволяет выражать любой существующий запах набором инструкций.


Таким образом, iSmell, получая от конкретного приложения (например, компьютерной игры) или через Интернет описание запаха, создает и распыляет аромат в зоне своего действия. Для создания запахов используются те же самые картриджи, как и для благоухающего электронного письма или сайта. Картриджи имеют свойство заканчиваться, и поэтому время от времени приходится их менять. Пройдя финальную стадию тестирования, технология Digital Scent Tecnology в настоящее время уже поступила в продажу, правда только не в России. Но у нас все еще впереди!

 

Описание технологии iSmell

 

Устройство iSmell, напоминающее по принципу работы обыкновенный принтер, позволяет генерировать около ХХХ запахов (если не лень возведите 2 в 128 степень). Принципиальная схема технологии iSmell представлена ниже. Она состоит из трех этапов оцифровка запаха, передача информации о запахе и его синтез.


Оцифровка запаха. В отличие от технологии передачи звука или видео, когда соответственно звук или изображение вначале фиксируются прибором, а затем превращаются в цифровой код, в индустрии запахов такой технологии пока не существует. Нет такого прибора, подобно кинокамере позволяющего записывать запах или его изменение во времени. По-прежнему основным инструментом при записи является человеческий нос. А занимаются этим специалисты, именуемые сцентографами, которые раскладывают каждый запах на составляющие и соответственно подбирают количество компонентов, необходимых для воссоздания этого запаха, после чего аромат записывается в файл размером около двух килобайт.


Передача информации о запахе. После того, как запах будет представлен в виде цифрового кода, он может быть передан традиционным способом. Причем малые размеры файла не накладывают ограничения на пропускную способность канала и при передаче вместе с изображением практически не увеличивают объем передаваемых данных. Обычно файл, передающий запах, связан с тем или иным изображением. Так, например, если на Web-странице вы щелкаете мышью на том или ином названии цветка, то вместе с его изображением компьютер начнет выдавать его запах.


Синтез запахов. Синтез запахов происходит в приборе iSmell, показанном на рисунке. Этот прибор (в основе которого находится картридж с элементарными составляющими запахов) подключается к РС через порт LPT или USB. Приняв код того или иного запаха, компьютер передает команду в цифровой/аналоговый преобразователь для управления подачей составляющих картриджа, в результате чего происходит впрыскивание необходимых компонентов. Перемешивание составляющих интенсифицируется действием подогревающей спирали, и затем запах подается в пространство под действием обычного вентилятора. Интенсивность запаха определяется регулятором.

 

Первые кинофильмы с запахом

 

Нью-Йорк, 2 декабря 1959 года. На экране кинотеатра Mayfair состоялся первый показ документального фильма За великой стеной (Behind the Great Wall). Этот фильм, как и показанный через месяц в Чикаго фильм Майка Тодда Запах тайны (Scent of Mystery), навсегда останется в истории. И не только в истории кино, но и всей развлекательной индустрии. Фильмы стали известными не только по прекрасной режиссерской работе и игре актеров, но и по уникальной возможности ощутить запах фильма...


С начала возникновения кинематографа люди пытались превратить великую иллюзию в реальность, мало отличающуюся от окружающего мира. Для такой задачи необходимо заставить работать все органы чувств зрителей. Так появилось стереоскопическое кино: при помощи различных технических средств изображение становилось трехмерным. Вторым шагом стало рождение в 20-е годы прошлого века звукового кино. Потом появился цветной кинематограф. И вот, наконец, наступила очередь обоняния.


Как не вспомнить фильм Парфюмер Патрика Зюскина (P. Suskind, Das Parfum)? Главный герой не только воспринимает мир при помощи чудо-носа, но и управляет людьми, подбирая нужные запахи. Следующий фильм был снят только через 21 год: в 1981-м на экраны вышел фильм Полиэстер (Polyester). И снова про пахнущие фильмы надолго забыли. Что же в итоге послужило причиной такого фиаско?


Техническая реализация! Фильм За великой стеной демонстрировался с использованием системы Aromarama: нужные запахи поступали в зрительный зал через общую вентиляцию, заставляя зрителей удивляться реалистичности показа. Но у такой системы есть существенные недостатки.

 

Во-первых, значительная инерционность, то есть слишком большое время распространения запахов на весь объем кинотеатра. А так как вентиляция обычно находится почти под потолком, то только при заполнении всего объема кинозала зрители могут ощутить в полной мере соответствующий запах. Этот недостаток особенно заметен в больших кинотеатрах.


Во-вторых, обычная вентиляция не успевает полностью удалять один запах до момента использования следующего. Например, в одном эпизоде картины герой прошел поблизости от мусора и затем направился к кустам роз, чтобы одарить любимую цветком. Таким образом, происходит смешение ароматов, и к концу сеанса, со слов счастливчиков, которым повезло испытать все ароматы на себе, ощущалось только изрядное зловоние. Первый запах был более милым, чем все остальные. Обе эти проблемы пытались решить с помощью дополнительных более мощных вентиляционных систем. Но тогда уровень шума в зале был настолько высоким, что нормальный просмотр фильма сопровождался незатейливым жужжанием, раздражающим зрителей.


В-третьих, запахи легко впитываются в материю, из которой сделаны кресла, стены и т. д., и удалить их практически невозможно. После нескольких сеансов, еще до начала показа фильма зрители уже ощущали в зале настоящий коктейль в одном флаконе из всех запахов, сопровождающих просмотр.


Система Smell-O-Vision, применяемая в фильме Запах тайны, была реализована по-иному: запахи подавались по специальным трубкам, проложенным между рядами, и распрыскивались через сопла. Но этот способ также не привел к успеху, так как имел все недостатки предыдущей версии, кроме, пожалуй, одного аромат достигал носа зрителя мгновенно, буквально за считанные секунды.


Главной проблемой этих двух систем (Aromarama и Smell-O-Vision) в то время было неумение организовать рассеивание запаха.

 

Второе пришествие

 

Повторно интерес к технологиям, использующим запахи, пришелся на последние годы XX века, и он не остыл до сих пор. Особенно заинтересовались подобными разработками крупные компании, решившие использовать запахи в рекламных целях. В первую очередь, это относится к фирмам, занимающимся парфюмерией. Не отстают от них и компании пищевой промышленности. Так, в 2000 году в Лондоне состоялась демонстрация рекламного фильма фирмы Gordons известного производителя джина. Через общую вентиляцию подавался запах ягод можжевельника, обязательного атрибута джина. Очевидно, использовалась система, подобная Aromarama, без каких либо усовершенствований. Ее недостатки компенсировались использованием всего одного запаха и тем, что фильм показывался всего один раз. Настоящий прорыв произошел только в 2001 году. ВГермании состоялась премьера фильма Однодневная диета (One Day Diet).


One Day Diet является один из первых в мире кинофильмов, сопровождающихся звуками, музыкой и запахами. В One Day Diet рассказывается о человеке, принимающем участие в конкурсе, на котором он должен съесть 50 шоколадных тортов.


Обонятельное сопровождение фильма производится с помощью специального аппарата под названием Sniffman, который был разработан немецким инженером Стефаном Рейцем. Изобретение было запатентовано, но до сих пор на практике в других фильмах не применялось. Почему вопрос сложный, и ответить может лишь сам создатель (изобретение его; патент, к сожалению, принадлежит тоже ему). По размерам устройство сравнимо с кассетным аудиоплейером. Управляющие же сигналы, указывающие ему, когда, как и чем должно пахнуть, передаются по радио. В арсенале Sniffman небольшое количество запахов, в отличие, например от устройства, созданного американской компанией Trisenx для передачи ароматов по электронной почте, всего-то около сотни. Г-н Рейц полагает, как и многие в своей области, что запахи не менее важны для кино, чем звук оба ощущения отлично дополняют друг друга.


За последние несколько лет подобные системы появились во Франции, Японии и других странах. В России тоже разрабатывается подобная система. Как ее воспримут зрители мы узнаем очень скоро. Первый показ пахнущего фильма планируется уже осенью этого года.

 

Автор: Елена Маряновская
Источник: www.ci.ru

 

 

Статьи и информация по этой теме на Аромарекламе:

 

 

   
 

 
     
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006