Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Ароматерапия для покупателей
 


Грамотное цветовое и световое оформление витрин, приятная музыка в торговом зале – всё это средства стимулирования торговли в магазинах различного типа. Но почему, в стремлении повлиять на визуальное и слуховое восприятие покупателей, часто забывается о не менее важном органе чувств любого человека – обонянии. В свою очередь, психологи уже давно доказали, что запахи оказывают непосредственное влияние на эмоции человека, что делает их не менее сильным оружием маркетинга, чем зрительные или слуховые образы. Как и многие новинки, стимулирование продаж посредством воздействия на обоняние покупателей (или, как его ещё называют “аромамаркетинг”) - это явление новое только для нашей страны, а в Европе и США его активно применяют уже на протяжении более двадцати лет.

В нашей стране услуги по аромамаркетингу различным магазинам на сегодняшний день предлагают всего лишь несколько компаний. Несмотря на то, что аромамаркетинг первоначально был востребован ресторанами и кафе, сегодня сфера его применения довольно широка: это любые продовольственные и непродовольственные магазины, включая даже такие как, например, ювелирные салоны или бутики одежды.

Применение арома-стимулирования делится на два самостоятельных вида: это использование запахов в брендинге, а также использование аромамаркетинга процессе проведения различных акций. В последнем случае аромамаркетинг обычно используется совместно с визуальными и слуховыми средствами стимулирования, например, организуя рекламный стенд таким образом, чтобы он одновременно привлекал все три органа чувств покупателей. Ещё одним важным направлением аромаркетинга является аромаполиграфия – нанесение запахов на печатную продукцию. С этим методом знакомы практически все девушки по каталогам парфюмерии и косметики известных фирм. Преимущество, которое даёт аромамаркетинг в этом случае состоит в том, что текст “с запахом” покупатели усваивают значительно лучше. Здесь уместно привести некоторые статистические данные. Так, например, в случае применения стимулирования запахами, покупатели находятся в торговом зале на 16% дольше, чем обычно, а их желание приобрести товар увеличивается на 15%. Помимо всего прочего, аромамаркетинг увеличивает число импульсных покупок на 6% - это неплохой результат даже для небольшого магазина, не говоря уже о масштабах розничных сетей. Благодаря этому аромамаркетинг получил широкое применение в период сезонных спадов продаж, когда его использование позволяет в значительной мере стабилизировать ситуацию и увеличить число клиентов, ушедших из магазина с покупками.

Нельзя не сказать несколько позитивных слов о влиянии аромамаркетинга на имидж магазина, где он используется. Прежде всего, он подсознательно вызывает у покупателя приятные эмоции и говорит об определённом статусе магазина. Благодаря тому, что человеку свойственно долгое время помнить запахи, аромамаркетинг служит великолепным инструментом для формирования фирменного стиля. Он также позволяет выделить отдельную торговую группу и создаёт все предпосылки для того, чтобы покупатель зашёл в магазин ещё раз. Ведь каждый гарантированно запомнит этот магазин, и безошибочно идентифицирует его среди десятка конкурентов. Аромамаркетинг – это не только средство стимулирования покупателей, он позволяет повысить настроение и работоспособность персонала магазина, а также избавить от неприятных запахов в торговом зале.

С преимуществами аромамаркетинга всё понятно, но для того, чтобы реализовать их в полной мере важно знать тонкости стимулирования запахами в торговом зале и владеть конкретными приёмами аромамаркетинга. Существует два базовых приёма – это ароматизация зоны, в которой представлена та или иная категория товаров (этот метод получил название “объёмная ароматизация”), и “точечная” ароматизация, когда покупатель чувствует приятный аромат, подходя к полке, где выложен конкретный товар. В случае с точечной ароматизацией, запах распространяется только по сигналу датчика движения, зарегистрировавшего появление покупателя в определённой зоне. Примером может быть ситуация, когда, подходя к стенду с натуральными соками, покупатель чувствует аромат фруктов. Для использования аромамаркетинга, необходимо продумать, для стимулирования продаж каких товарных групп или конкретных товаров его применение даст результат. Если это будет, к примеру, хлеб, то эффект вряд ли будет значительным. Отсюда можно сделать вывод, что продукты первой необходимости не нуждаются в дополнительном стимулировании. А вот продукты, не имеющие собственного запаха, например, шоколадные конфеты, кофе или мясная нарезка в вакуумной упаковке, напротив, нуждаются в аромамаркетинге.

В некоторых отделах продовольственного магазина использование приятных запахов идеально подойдёт для нейтрализации неприятных. Примеров таких запахов множество. Например, многие любят рыбу, но запах сырой рыбы совсем не подталкивает к её покупке. Аналогично обстоят дела с большинством морепродуктов. Все эти запахи могут быть полностью нейтрализованы посредством использования аромата цитрусовых – лимона или апельсина, что, несомненно, продлит время пребывания покупателей в этом отделе.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от аромамаркетинга при минимальных издержках, необходимо придерживаться определённых принципов. Первый принцип – это избирательная ароматизация различных зон и отделов магазина. Его необходимость обусловлена тем, что затраты на распространение запаха по всему торговому залу неоправданно велики, а эффект от этой меры определённо не будет выше результатов избирательной ароматизации. Второй принцип состоит в том, чтобы зоны с различными запахами находились на определённом расстоянии друг от друга. Причина в том, что запах, образовавшийся в месте пересечения зон, может быть не таким приятным, как его первоначальные компоненты. Третий принцип аромамаркетинга заключается в том, что запах должен ощущаться покупателями уже у входа. Это сразу расположит их в пользу магазина. Важно, чтобы ароматы в торговой зоне и зоне отдыха были разными, в частности, в зоне отдыха запахи должны быть лёгкими и ненавязчивыми. Искусственных ароматов не должно быть в зоне кофеен, фаст-фудов или кафе, которые являются спутниками гипермаркетов и мультиформатных торгово-развлекательных центрах. С другой стороны, если аромат совпадает с господствующим в этой зоне запахом, то для привлечения внимания покупателей ароматизация вполне возможна. Примером может быть распространение запаха кофе на некотором расстоянии от кофейни. Говоря о гипермаркетах, необходимо также упомянуть, что здесь создание объёмной ароматизации встречает целый ряд трудностей и ограничений, которые связаны с большой площадью торгового зала, его зонированием посредством использования преимущественно торговой мебели, высокими потолками, а также неконтролируемыми воздушными потоками. Последние способны вынести аромат далеко за пределы запланированной зоны. Учитывая все названные выше факторы, в торговых залах гипермаркетов более целесообразным выглядит использование точечной ароматизации, которая “привязана” к конкретным товарам в рамках одной или нескольких полок.

Своя особенность аромамаркетинга существует и в магазинах-дискаунтерах, где стимулирование продаж ложится на низкие цены, которые обеспечиваются небольшим ассортиментом и минимальным уровнем сервиса. Для магазинов данного класса распространение запахов для стимулирования продаж является слишком затратным. По этой причине, здесь чаще всего используются “нейтрализаторы”, которые обеспечивают уничтожение неприятных запахов в торговом зале.

Теперь мы имеем некоторое представление о приёмах и методах, используемых аромамаркетингом. Но какое оборудование необходимо для его реализации? Выбор необходимой техники осуществляется на основе зонирования торгового зала и площади помещения. При этом важно принять во внимание такие показатели, как наличие системы вентиляции или кондиционирования, которые способны повлиять на распространение запахов. Как правило, стоимость оборудования, необходимого для реализации стратегии аромамаркетинга в отдельно взятом магазине колеблется от 10 до 30 тысяч евро. Основные факторы, влияющие на стоимость оборудования, это страна, где оно было изготовлено, его качество и функциональность. Например, самым простым оборудованием считается автоматическое аэрозольное устройство. Площадь, которое оно покрывает, не превышает 20 кв.м., а одного картриджа хватает на срок от двух недель до полутора месяцев, в зависимости от интенсивности использования. Сложнее и дороже устройство, работающее на основе ароматического геля. Оно способно покрыть площадь до 60 кв.м., а картридж может прослужить до двух месяцев. На площадь в 150-200 кв.м. рассчитаны диффузорные устройства, которые в качестве расходного материала используют ароматическую жидкость. На базе одного картриджа может быть сгенерировано до 40 абсолютно разных ароматов, что обеспечивает довольно высокую стоимость такого устройства. Наиболее сложным и эффективным считается ароматическое оборудование, инсталлированное в систему приточной вентиляции магазина. При этом эффективность техники измеряется уже не в площади покрытия, а в объёме производимого воздуха в час. В среднем этот показатель составляет порядка 60 тысяч кубических метров. Такое оборудование может стоить ещё дороже в случае, если оно способно генерировать несколько запахов. При этом оно может программироваться на подачу различных ароматов, например, бодрящих или, напротив, расслабляющих в течение дня.

Аромамаркетинг – это инструмент стимулирования продаж и, вместе с тем, новое для отечественных магазинов конкурентное преимущество, использовать которое необходимо в полной мере.
 

Источник: www.zaprilavkom.ru

 

Еще некоторые статьи по ароматизации в бизнесе:

 

                    Обращаем Ваше внимание, что здесь указаны только некоторые статьи.

                    Полный список статей приведен в каталоге статей, на страничке Статьи

 

 

   
 

 
     
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006