Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

«Без сомнения, обоняние оказывает влияние на нашу жизнь многими тонкими способами, которых мы не осознаем…»


Дж. Эймур

 

 

АРОМАТ КАК ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

Для того, чтобы сегодня быть конкурентоспособным, нужно успевать решать массу задач. Это и организация промоакций, и оказание дополнительных услуг, и освоение новых каналов сбыта. Однако, это те задачи, которые решают все компании. Чтобы быть впереди, нужно обладать преимуществом. На сегодняшний день такое преимущество дает аромамаркетинг.

 

Fragrance and Sales Engine

Here a new marketing trend is discussed, a fragrance-marketing. According to fragrance-marketing not only can you create a comfortable atmosphere in the optics parlor, but increase sales as well.


Что такое аромамаркетинг

Тонкий аромат свежих роз, запах моря, прогулка по сосновому лесу… Мы живем в мире, наполненном запахами. Запахи стимулируют активность, провоцируют, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в нас воспоминания, рождают ассоциации, формируют наше восприятие реальности, придают жизни вкус. Тот самый, который мы вдыхаем полной грудью и не задумываемся о том, чем он рожден. Возможность влиять на привлечение и удержание клиентов с помощью запахов была замечена и маркетологами, в результате чего двадцать лет назад возникло новое трендовое направление маркетинга, называемое аромамаркетингом. «Аромамаркетинг – это целенаправленная ароматизация воздуха для стимулирования продаж и положительного влияния на клиента». Можно сказать, что аромамаркетинг – это веяние последних лет. Однако это не совсем так: ароматизация помещений с помощью эфирных масел была известна человечеству со времен египетских фараонов.

 

 

 

 

 

 

Из глубины веков

Уже в IV тысячелетии до нашей эры эфирномасличные растения использовались египтянами, как для бальзамирования усопших, так и в косметических и медицинских целях. Египтяне определяли ароматы для публичного и домашнего употребления. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан, запах которого раскрывает душу. В Древней индии при строительстве храмов в раствор добавляли, согласно тайным рецептам, эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, располагая к покою, раздумьям и медитации, внутри храма постоянно горели курительные палочки. Об отношении китайцев к ароматам можно судить по письмам известного китайского философа Ван Вей периода династии Тан (618-907 годы) к своему ученику: «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением». В Древней Руси лечение запахами было традиционным. Устраивали так называемое чепучинское сидение. Маленькая деревянная камера (“чепучина”), насыщенная ароматом распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Женщины из мещанского сословия очень любили герань. Считается, что ее запах создает в доме атмосферу спокойствия и уюта.

Это лишь несколько примеров, убеждающих нас в том, что воздействие ароматов было замечено людьми с древних времен, но механизм распознавания и запоминания запахов до последнего времени оставался загадкой.

Нобелевская премия за секреты обоняния

В результате серии проведенных экспериментов американские ученые Ричард Аксель (Richard Axel) и Линда Бак (Linda Buck), ставшие лауреатами Нобелевской премии в области медицины и физиологии 2004 года, смогли объяснить, каким образом функционирует наша обонятельная система. Ученые обнаружили ряд генов, которые обеспечивают развитие обонятельных рецепторов строго определенных типов. Эти рецепторы локализуются на рецепторных клетках, находящихся в верхней части назального эпителия. Каждый рецептор может идентифицировать ограниченное число пахучих субстанций. Далее обонятельные рецепторные клетки посылают сигналы в специфические образования обонятельной луковицы, после чего импульсы поступают в кору головного мозга, где информация, полученная от различных типов обонятельных рецепторов, комбинируется в определенный набор, характерный для каждого запаха. Комбинация полученных кодов формирует некий узор, напоминающий мозаику. Такие карты запахов лежат в основе нашей способности распознавать, анализировать и хранить в памяти примерно 10 000 различных запахов. По чувствительности обонятельная система не имеет себе равных.

Волшебное действие

В воздушной среде пахучие вещества могут распространяться на достаточно большие расстояния и сохраняют эффективность даже после того, как отправитель сигнала уже исчез. При этом запахи способны влиять на наше настроение, способность концентрироваться, работоспособность. Известный парфюмер Брокар, основавший в 1869 году в Москве свою парфюмерную фабрику (ныне фирма «Новая заря»), говорил: «Я уверен: производительность труда даже простого рабочего сразу повысится, если в цехах заводов не будет вонищи, а воздух наполнится ароматом левкоев и глициний». Установлено, что запахи лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют стрессовое состояние, а запахи лимона и эвкалипта, напротив, возбуждают и повышают производительность. Антистрессовый эффект приписывают герани, бергамоту, жасмину и мимозе.

Кроме того, необходимо упомянуть о том, что все запахи эмоционально окрашены. Они могут возвращать нас в прошлое, быть нам приятны или отталкивать нас, вот только равнодушными оставить они нас не смогут.

Влияние запаха на покупателей

Сегодня запахи применяют не только в медицинских и косметических целях, но и для повышения работоспособности в офисах, в рекламных целях, для снижения агрессии в общественном транспорте, а также для привлечения клиентов в торговле.

В 1998 году университетом Падерборн (Германия) было проведено исследование, предметом которого явилось влияние запаха на поведение покупателей. Сначала, путем опроса, подбирался приятный запах, наиболее сочетаемый с профилем того или иного магазина. В течение определенного периода времени данный запах использовался, после чего специалисты института проанализировали поведение и ощущения клиентов магазина, до и после ароматизации. В результате были получены следующие данные: 


·    ассортимент показался клиентам на 47% привлекательнее,

·    персонал - на 39-59% компетентнее и приветливее;

·    чистота и свежесть в магазине выше на 27%;

·    концентрация увеличилась на 18%;

·    готовность клиента осуществить покупку выросла на 15%;

·    продолжительность пребывания клиентов в магазине увеличилась на 14%;

·    было отмечено увеличение оборота на 6%.

Аромамаркетинг завоевывает позиции

Аромамаркетинг пришел в Европу из Америки и Японии, где ароматам всегда придавалось большое значение. Достаточно вспомнить популярное в Японии искусство «кодо» (искусство благовоний). Суть «кодо» состоит в том, чтобы к стихотворному фрагменту подобрать аромат, максимально точно отражающий характер стихов, их эмоциональную атмосферу, добиться полной гармонии в триединстве: иероглиф – для зрения, слова – для слуха, аромат – для обоняния. Таким образом, задействованы все три канала восприятия информации: зрительный, слуховой и обонятельный. Что касается двух первых анализаторов, то они у современных потребителей перегружены. За день житель большого города сталкивается с таким огромным объемом аудиовизуальной информации, что уже не способен переварить ее. Что же касается третьего обонятельного анализатора, то он, по мнению аромамаркетологов, в условиях общей перегрузки гораздо более перспективен для донесения информации до клиента.

На европейском рынке, открывшим для себя аромамаркетинг пятнадцать лет назад, его значение с каждым годом растет. В определенной степени это обусловлено жесткой конкуренцией. Чтобы сегодня заинтересовать покупателя уже недостаточно того, чтобы продукт был просто качественным. Шоппинг (слово уже, кажется, прочно вошло и в лексикон российского потребителя) стал для многих одним из развлечений, которому люди уделяет немалую часть своего свободного времени, и этот процесс должен доставлять им удовольствие, вызывать приятные эмоции, оставаться в памяти. Технологии аромамаркетинга в состоянии оправдать ожидания покупателей.

Аромат морского бриза с нотами тропических фруктов в туристическом агентстве, запах хвои в мебельном салоне, аромат роз в модном бутике… Нет, это не научная фантастика, а реальные возможности аромамаркетинга. Сегодня уже существуют запахи, которые помогают снять страх и раздраженность, снизить стресс. Они находят все большее применение в стоматологических клиниках и медицинских центрах. Однако речь не всегда идет о том, чтобы ароматизировать помещение в смысле придания ему определенного приятного запаха. Некоторые искусственные ароматизаторы, не имеющие собственного запаха, так называемые вещества «антизапах» воздействуют на отдельные рецепторы человека, отвечающие за восприятие определенных субстанций, «блокируя» его. В результате чего, человек не воспринимает определенные запахи, например, запах сигаретного дыма или запах кухни. Это решение сегодня активно применяется предприятиями гостиничного бизнеса.

Аромамаркетинг в России


«Несмотря на то, что в России аромамаркетинг – очень молодое направление, существующее менее пяти лет, оно активно развивается на отечественном рынке товаров и услуг», отмечает Мария Одинокова, менеджер по маркетингу и продажам петербургской компании «Ароматик». Клиентами компании являются ювелирные салоны, фитнес-центры, предприятия гостиничного бизнеса, автосалоны, магазины мужской, женской и спортивной одежды, супермаркеты, казино, киноцентры, салоны красоты, рестораны, медицинские центры и стоматологические клиники.

На сегодняшний день российские специалисты по аромамаркетингу готовы предложить следующий комплекс услуг:

·    ароматизация воздушного пространства с целью привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы;

·   аромамерчандайзинг, то есть акцент при помощи запаха на товаре таким образом, чтобы обратить внимание клиента на отдельные позициях или, к примеру, на выставочный стенд компании;

·    аромадизайн офисов, помещений для переговоров и презентаций, подчеркивающий эксклюзивность и дизайн интерьера;

·    ароматизированная рекламная полиграфия;

·    аромабрендинг, отвечающий за разработку и внедрение аромалоготипа компании и торговой марки;

·    ароматизированные сувениры.

Ароматизировать можно все: начиная от отдельных полок магазинов вплоть до залов для переговоров и целых супермаркетов площадью 20000 м3. Для воплощения идей аромамаркетинга в жизнь необходимо соответствующее оборудование и ароматические компоненты. Оборудование выбирается в зависимости от площади ароматизируемого помещения. Оно может быть монтировано в вентиляционные системы или установлено непосредственно в зале. Успех мероприятия зависит от того, насколько правильно выбран аромат, соответствует ли он целевой аудитории, а также от интенсивности аромата.

Аромамаркетинг на службе у оптика

Как показал наш собственный социологический опрос, большинство оптиков с аромамаркетингом пока еще не знакомо, однако оптики отметили, что в принципе использование ароматов для создания в оптическом салоне благоприятной атмосферы, способствующей осуществлению покупок, могло бы представлять для них определенный интерес.


Есть несколько весьма веских оснований для использования ароматов в оптических салонах.

Очки сегодня должны быть не просто функциональны. Это еще и способ самовыражения, атрибут стиля, который может многое рассказать о вкусе и благосостоянии их владельца, а также существенно повлиять на его имидж. Как по своему значению, так и по стоимости очки подчас не уступают ювелирным украшениям: это роскошно, красиво, заманчиво. В салоне, где продаются такие очки, и атмосфера должна быть соответствующей. Центральное месторасположение салона, интерьер, продуманный до мельчайших деталей, последние коллекции ведущих производителей.… Для того чтобы картинка была совершенной, а в сознании, (хотя нет, скорее в подсознании) вашего клиента закрепилось, что он действительно в роскошном салоне, не хватает лишь соответствующего аромата. Аромат, являющийся в данном случае символом респектабельности для взыскательных клиентов, направлен на создание атмосферы повышенного комфорта, которую, безусловно, оценит ваша целевая аудитория, что в свою очередь благотворно отразится на вашем обороте, в том числе за счет увеличения средней цены покупки.

Хотелось бы отметить, что возможности аромамаркетинга позволяют использовать его не только в салонах класса люкс. Приятная атмосфера, улучшение общего самочувствия, ощущение комфорта создают у клиента настроение покупать. Время пребывания покупателя в салоне тоже увеличивается. Логика здесь проста: если клиенту нравится созданная вами атмосфера, то ему хочется продлить свое пребывание в салоне. Это время он может использовать, чтобы познакомиться с новой коллекцией, а вы, чтобы установить личный контакт с потенциальным покупателем. Кроме того, с помощью ароматехнологий можно решить и проблему неприятных запахов: будь то запах мастерской или неудачное соседство.

Аромат наряду с цветом, логотипом и другими отличительными признаками компании может стать частью ее фирменного стиля (corporate identity). Это особенно практично, если речь идет не об одном салоне, а о сети оптических салонов (сетевики являются наиболее частыми клиентами аромамаркетологов). С помощью аромата вы сможете объединить разные салоны одной сети, в которых предполагается единый формат. Подбор аромата будет осуществляться с учетом дизайна интерьера, цветового решения салонов, «ароматных пристрастий» клиентов. Аромат в этом случае должен гармонировать с остальными элементами фирменного стиля. «Если, скажем, в интерьере оптических салонов доминирует насыщенный красный цвет, то ему, скорее всего, подойдет запах вишни, который чаще всего ассоциируется именно с этим цветом», комментирует Мария Одинокова.

С помощью аромата можно подчеркнуть не только стиль фирмы, но и отдельной коллекции. Чаще, естественно, происходит, что ароматизируется весь торговый зал. Как правило, нет смысла ароматизировать одну коллекцию. Однако если вы будете представлять какую-то коллекцию на выставке, то данное решение будет вполне оправдано. Интерес к вашему стенду, как утверждают специалисты по аромамаркетингу, гарантирован. Посетители, ведомые на запах, не заставят себя ждать.

Итак, как мы убедились сегодня, аромамаркетинг открывает новые возможности для более успешного взаимодействия с потребителем, являясь на сегодняшний день тем преимуществом перед конкурентами, которое сделает ваш салон узнаваемым, оригинальным, прибыльным и даже роскошным в зависимости оттого, какую цель вы перед собой ставите.
 


Источник: «Веко», №5 (100), июнь 2006
 

Еще некоторые близкие по теме статьи на Аромарекламе:

 

                    Обращаем Ваше внимание, что здесь указаны только некоторые статьи.

                    Полный список статей приведен в каталоге статей, на страничке Статьи

 

 

 

   
 

 

 

   
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006