Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

 

Ольга Щемелинова: «Доллары пахнут яблоком»
 

 

Специалист по ароматизации, или аромамаркетолог, – профессия для России новая. Она появилась всего несколько лет назад, и только в этом году ароматехнологии начали предлагать в Екатеринбурге. Сами аромаркетологи уверяют, что с помощью запахов можно продвинуть любую услугу и сделать привлекательным любой товар. Но ароматы – тонкая, неосязаемая сфера, и потому не все воспринимают аромамаркетинг всерьез. О работе специалистов по ароматам «Капиталу» рассказала Ольга Щемелинова, генеральный директор московской компании «Аромамедиа».

 

- Ольга Олеговна, как давно появилось понятие «аромамаркетинг», каков его смысл, и когда он пришел в Россию?

- Если говорить о мире в целом, аромамаркетинг появился в 90-е годы прошлого века. В Россию эта услуга пришла в 2004-2005 годах. Сейчас аромамаркетингом охвачены не только центральные города России, уже начинается продвижение в регионы.

Что это такое? Мировой опыт рекламы привел специалистов к выводу, что воздействие информационных потоков на органы зрения и слуха человека, - спама, наружной рекламы, аудио- и видеороликов, - уже не столь состоятельно. Сейчас идет такой избыток информации, что мы ее зачастую не воспринимаем. И нельзя забывать, что у нас пять органов чувств. Почему реклама должна воздействовать только на зрение и слух? Научные труды разных исследователей доказывают, что обоняние обладает великим свойством – памятью. Мы с детства запоминаем запахи, присваиваем им какой-то образ, и спустя много лет, сталкиваясь с тем или иным запахом, вызываем у себя эти ассоциации. Другое дело, что они могут быть позитивными или негативными. Но в любом случае, обонятельную память можно использовать и в маркетинге. Ароматизацию помещений стоит рассматривать как инструмент и использовать на разных площадях и с разными целями.

- Значит, по идее человек должен почувствовать запах, связать его в сознании с чем-то приятным и отреагировать?

- Если он замечает аромат. Можно ведь распространять его на пороговом уровне восприятия, и тогда человек будет понимать, что ему хорошо, когда он попадает в какое-то помещение, но не станет увязывать это с ароматом. То есть, ароматизация будет усиливать восприятие какого-то объекта или товара.

Запах как пиар

- Аромамаркетологов часто называют продавцами воздуха. Как удается убедить клиентов воспользоваться технологией?

- Потенциальные клиенты часто задают вопрос, насколько, на какой процент увеличатся их продажи, и сколько прибыли они получат с аромамаркетинга. Я же, как человек, имеющий в том числе и финансовое образование, говорю: расходы на ароматизацию - это непрямые затраты. Нужно рассматривать их как инвестиционные вложения, и в первую очередь – как наработку паблисцитного капитала. Уж после того, как вы позаботитесь о том, чтобы именно вас запомнили и ассоциировали ваш бренд с определенным ароматом, к вам будут приходить по этому аромату. Для этого нужно время. Мы говорим об инвестициях, которые обязательно завтра принесут прибыль. Но не сейчас и не здесь.

- И когда же это завтра наступает?

- Уж поверьте, оно наступает очень скоро, если есть, с чем сравнить. Если я захожу в примерочную бутика и чувствую какой-то неприятный запах, то просто не могу думать о покупке. Другое дело, когда в примерочной, где, собственно, и принимается решение что-то приобрести, комфортно. Если меня ничего не отвлекает, я сама себе нравлюсь, и к тому же в магазине есть жизнеутверждающий аромат, именно это придает мне еще больше сил для принятия положительного решения.

- Есть ли универсальные аромарешения, то есть, может ли определенный, простой аромат продвигать конкретную группу товаров? Я слышала, например, что продажи одежды увеличивают запахи ванили, лимона или мяты.

- Мы стараемся не давать готовых рецептов. Конечно, когда перед аромамаркетологом стоит совершенно растерянный человек, его можно плавно подвести к каким-то решениям. Критерием при выборе аромата в этом случае является цвет интерьера, дизайн помещения. В общем, есть масса подсказок, опираясь на которые можно создать приемлемое предложение.

Но решения типа «давайте все автосалоны погрузим в запах киви» не работают. Да и у аромамаркетологов нет моногамно компонентных ароматов. Если речь идет о лимоне, то нужно понимать, что это - лимон, от семечки до мездры, кожуры, листьев, и коры лимонного дерева. В итоге аромат смешивается и составляет пирамиду, в которой, как известно парфюмерам, одновременно должны звучать три аккорда. Обязательно в таком аромате должны быть верхние и нижние ноты, как в настоящем парфюме. Без этого никак, иначе нарушается принцип самого аромата, он теряется и может выглядеть дешевым и невкусным.

Синтезировать, в принципе, можно любой запах. Но когда нас просят сделать что-то негативное, мы на это не идем.

- Что вы имеете в виду?

- Лидеры некоторых политических партий делали попытки использовать неприятные запахи в качестве черного пиара для конкурентов. Предлагали нам в этом участвовать, но мы отказались. Или же другой вариант – компания «Сибирский берег», производитель сухариков, захотела, чтобы супермаркеты пахли ржаными сухариками с чесноком. Ну как такое можно допустить!

- А свой офис вы ароматизируете?

- Обязательно. Во время переговоров, если мы ожидаем обсуждения каких-то спорных вопросов, стараемся умиротворять, создавать фон комфорта, стабильности, уравновешенности. Специально для офисов разработана коллекция ароматов, и в зависимости от цели мы используем тот или иной из этой коллекции. Это очень действенно. Офисные ароматы еще и заботятся о здоровье сотрудников: в их состав входят эфирные масла, которые способны звучать на больших площадях.

«МОК не оценил аромат аэропорта Сочи»

- Что еще можно ароматизировать, кроме помещений?

- Что угодно. Бумагу, открытки, визитки, ткани. Например, итальянская компания Brioni, которая шьет мужскую одежду, выпустила новую линию костюмов с ароматизированной подкладкой. И стойкости аромата, который продолжает созданный Brioni парфюм для мужчин, хватает на шесть химчисток.

Технологию аромамаркетинга используют для продвижения товаров и услуг самые разные компании. Если мы говорим об услуге, то это компания DHL, во многих ее офисах установлены аромамашины. Если мы говорим о товарах – это Konica, у нее ароматизированы 160 магазинов по всей России, и в Екатеринбурге такие скоро появятся. Кроме того, аромамаркетинг применяют медицинские центры, сети аптек.

- А кинотеатры?

- Кинотеатры заказывают, в основном, разовую ароматизацию. Мы, например, недавно ароматизировали премьеру фильма «Парфюмер» в одном из кинотеатров Москвы. Владельцы использовали аромат в фойе, но побоялись продолжать в зале, хотя реакция зрителей оказалась самой положительной.

- Я знаю еще про ароматизацию аэропорта Сочи к приезду делегации Международного олимпийского комитета. С фильмом «Парфюмер» понятно, а зачем ароматизировать аэропорт?

- Такое было, хотя мы не очень это афишируем. Это была идея Германа Грефа, самого модного из российских министров. Он побывал в Индии, и ему понравилось, как там прямо в аэропортах всех пассажиров встречают приятные ароматы. Он решил удивить таким образом и олимпийский комитет – МОК. Но это было не совсем корректно, поскольку на тот период половина здания сочинского аэропорта ремонтировалась. Произошел дисбаланс: коридоры ароматизированы, а все остальное – в пыли и ремонте.

- Впечатления представителей МОК известны?

- Они об этом умолчали.

- А можно ли вообще нейтрализовать неприятные запахи?

- Можно. Как правило, мешают не только неприятные, но и просто посторонние запахи. И прежде чем предлагать ароматы, мы решаем, как быть с этим фактором. Приведу пример. В Екатеринбурге я посетила торговый центр с кинотеатром наверху. Так вот на этом этаже перемешаны все запахи. Присутствует и сладкий жареный попкорн, и дух нескольких общепитов – кислые, негативные запахи. У меня аппетита это не вызывает. Представляю, что чувствуют люди, которые там же продают одежду и обувь – им очень тяжело. Я предлагаю попробовать на одном из выходов с фуд-корта нейтрализовать нежелательные запахи. В области приема пищи не стоит ничего менять, а вот на выходе можно попробовать установить некую завесу.

- Как это технически возможно?

- Есть специально разработанные нейтрализаторы, каждый нацелен на определенную группу раздражителей. Он имеет биологически активную структуру и при распылении вступает с раздражителями в химическую реакцию.

«Конкуренция пока не чувствуется»

- Нужны ли специальные знания, чтобы стать аромамаркетологом?

- Обучение, как правило, проходит на базе компаний, в которых работают эти специалисты. Но это должны быть подготовленные люди с точки зрения продаж. Им необходимо понимать, как заключаются договоры с учетом российского законодательства. Если же им предстоит иметь дело с импортными операциями (такое бывает, поскольку коллекции ароматов закупаются за границей), надо знать, как ведется внешняя торговля. А что касается специалистов-«нюхачей» - это уже зависит от природного таланта.

Сейчас компании, специализирующиеся на аромамаркетинге, испытывают кадровый голод. Особенно велик дефицит специалистов по вентиляционным установкам. Хороших мастеров можно на всю страну пересчитать по пальцам. Ведь это очень большая ответственность: если изначально специалист по вентиляции не доводит необходимую информацию до хозяина бизнеса, то потом бизнесмен многое может потерять. Важно, чтобы вентиляция работала правильно, ведь аромамашины монтируются именно в эту систему (или в межпотолочное пространство).

- А как вы сами стали аромамаркетологом?

- Я с 1985 года занималась закупкой отдушек для предприятий всего Советского Союза в рамках внешнеторгового объединения «Союзхимэкспорт». В том числе закупала отдушки и для свердловской фабрики «Уральские самоцветы», которая сейчас называется «Калина». Поэтому тема ароматов мне была близка. А чтобы придумать своей специальности иное применение, мне надо было столкнуться с рекламным бизнесом. Ведь министерство внешней торговли после развала СССР упразднили, все производители посчитали, что они самостоятельно разрешат вопросы импорта и экспорта. Мне пришлось искать новое поприще. И так, медленно, я подошла к идее аромамаркетинга.

- Насколько сейчас высока конкуренция среди компаний, предлагающих аромамаркетинг?

- В России она пока не чувствуется, рынок еще молод.

«В
каждой стране – свои ароматические пристрастия»

- А есть ли у потребителей в России ароматические предпочтения, которые не повторяются в других странах?

- В некотором смысле. Мы не можем, например, напрямую перенимать опыт Западной Европы, Америки и Японии – там своя география запахов, своя история запахов, и свои вкусовые особенности. Например, западные аромамаркетологи постоянно предлагают для кондитерских аромат аниса. Он у них связывается с чем-то сладким, приятным. А в России он ассоциируется с каплями от кашля. В общем, даже перевод методической литературы для обучения российских аромамаркетологов требует доработки, адаптации.

- По-вашему, деньги пахнут?

- Свежеотпечатанные доллары пахнут зеленым яблоком, это не секрет. Может, еще и поэтому, а не только из-за цвета, доллар ассоциируется с зеленью. А вот рубли запаха не имеют. Точнее, новые купюры пахнут - типографской краской. Перед разработчиками не стояла, видимо, задача ароматизировать российские дензнаки. Но это вполне выполнимо, ведь отдушку можно добавлять и в краски, и в клей, и в лак.

 

 

Автор: Татьяна Апрельская

Источник: kapital-ural.ru

 

Еще некоторые статьи по ароматизации в бизнесе:

 

                    Обращаем Ваше внимание, что здесь указаны только некоторые статьи.

                    Полный список статей приведен в каталоге статей, на страничке Статьи

 

 

   
 

 
     
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006