Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К социологии запахов

 

 

В России ныне происходит настоящая "запаховая революция", имеющая, несомненно, очень сложные идеологические корни. Вспомните исповедание грехов повседневное в вечернем правиле: "Исповедаю Тебе Господу, Богу моему и Творцу... вся моя грехи яже содеях во вся дни живота моего ... и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом..." Значит ОБОНЯНИЕМ можно грешить? Что это значит? Этой публикацией мы и хотим наметить очень сложный комплекс духовных и физиологических проблем современного человека, связанных с запахами.

Запахи являются частью общей культуры, которая, по мысли Ю.М. Лотмана, существует, "не порождая текста", то есть традиционно не проговаривается. Но мы все больше и больше говорим о запахах, реклама оживленно обсуждает запахи, начиная манипулировать человеческим сознанием. Почему? Потому что запахи являются очень интимной частью нашей жизни. Запахи мы можем различать и не различать. Мы можем быть натренированы на обонятельные понятия и можем быть совершенно индифферентны к ним.

Что такое запах?

Что значит "благоухание" или "столь мерзкий запах"? Дело в том, что запах - это мельчайшие частицы определенного вещества. Для того чтобы это объяснить, приведу такой образ. Индейцы, не желая войны друг с другом, собирались в одном вигваме, чтобы закопать топор войны - совершить акт перемирия. Они собирались вместе, выкуривали трубку мира, а после этого особый человек делал для вождей одну интересную вещь. Он отрезал небольшие кусочки от вигвама, где происходило перемирие, брал немного золы от костра, от жердей, маленькие кусочки от всего, что было вокруг, и зашивал их в небольшие мешочки. Потом каждому из вождей, присутствовавших на заключении мира, одевал их на шею. Для чего? Если у того или иного вождя вдруг возникали агрессивные устремления в отношении других племен, он должен был по закону индейскому взять этот мешочек и понюхать. Этот запах должен был вернуть его в вигвам, где заключалось перемирие, в то состояние.

В одном из романов Пруста молодой человек в туалете на Елисейских полях ощущает запах сырости, и этот запах навевает ему воспоминания детства, когда к его дяде приходила любовница, шуршала платьем по гостиной. Запах рождает сложные воспоминания-ассоциации.

Итак, запах - это мельчайшие частицы вещества. Что за строй запахов несет с собой человек? 70 процентов пыли, находящейся в жилом помещении, - это высушенные клетки нашей кожи. Значит, мы находимся в целом облаке собственных и чужих запахов. Как же нам сориентироваться в этой запаховой среде и найти свою нишу, свою запаховую культуру? Именно культуру. Потому что в последнее время в России происходит то, что можно назвать "запаховая революция".

Давайте сначала разберемся на уровне физиологии, а потом социологии.

Градации запахов

Все запахи делятся на аттрактанты и репелленты. Аттрактанты - привлекательные запахи. Репелленты - это отпугивающие запахи. Последние мы используем часто, когда пытаемся защититься от кровососущих насекомых.

Какие запахи привлекательны? Для матери, например, это запах ее ребенка, она не может им надышаться. Для мужчины это запах женщины, только не запах ее духов, а запах ее самой. Если судить по опросам, приятные запахи связаны с духами мамы, со своей подушкой, своим одеялом, запахом своего дома. С отталкивающими запахами - репеллентами - мы сталкиваемся с самого детства. Это запахи испражнений, гниения, нечистоты.

Традиционно в мировой культуре это разделение запахов на аттрактанты и репелленты повлекло за собой и социальное разделение всех запахов на вонь и благовоние. Все, что воняло и смердело, было связано с миром потусторонним, злобным, со смертью, со злом, чем-то ужасным. Все, что благоухало, относилось к Богу, к миру любви, миру ангелов. Соответственно в традиционном религиозном сознании запах тлена, смердения, запах жженый, перегорелый, гниющий был присущ стороне бесовской. Богу же, напротив, воскуряли ладан, Божеству посвящали благоухания.

Но со временем произошли интересные запаховые отклонения. Дело в том, что человеческое тело очень теплое. Мы потребляем очень большое количество пищи, из которой усваиваем около 6-10 процентов. Мы постоянно двигаемся, шевелимся, иначе бы тело наше затекало. В течение дня мы выдыхаем около трех стаканов жидкости. Наша кожа горяча, около 37 градусов, внутри еще больше - около 39. Поэтому мы постоянно источаем как благоухание, так и смердение.

Восприятие обоняния интуитивно, и редко когда мы доводим запах до своего сознания. Человек сам источает свои запахи. И здесь тоже есть интересная градация запахов: запахи делятся по уровню роста человека.

Есть запахи телесного низа - ног, колен. Представьте, что было бы, если бы в помещение зашел взвод солдат и развесил на батареях свои портянки. Это можно было бы сравнить с газовой атакой. Это тяжелые запахи.

Запахи средней части тела со сложной градацией: пах, живот, грудь, подмышки, шея. И целый мир запахов головы. Все они отличаются по степени тяжести и легкости. Запахи изменяются от тяжести к легкости, "облегчаются" от телесного низа к телесной середине и далее - к телесному верху.

Человек находится в облаке собственных запахов. Русский народ сказал грубоватую, но очень точную поговорку - "свое дерьмо не пахнет". Очень интересная социальная проблема - зачастую человек собственных запахов не ощущает. И здесь возникает еще одна градация запахов на уровне дистанции "я - другой", а также дистанции между запахами эротическими и запахами сексуальными.

Итак, привычные запахи. Для себя у нас три телесных уровня запаха, а по отношению к другому человеку запахи делятся на аттрактанты и репелленты. Запахи, присущие моему дому, моему "месту" - естественные. Те запахи, с которыми я встречаюсь, выходя из дома, чаще всего неестественные для меня, социально настораживающие. Они могут быть как аттрактантами, так и репеллентами. Среди естественных запахов обычны также запахи родителей и родственников. Запахи родителей детям очень нравятся, даже прокуренные лацканы пиджака отца, нравятся духи (даже с острым запахом) матери.

Особо радостный запах - праздничный: запах мандаринов и елки в Новый год, запах соленых огурцов или салата "оливье" на день рожденья, запах кулича на Пасху. Праздничные запахи вносят в жизнь особую духовную возбужденность.

Утренние процедуры

Давайте попробуем расставить запаховые акценты, исходя из целого дня. Картина запахов меняется в течение дня. Глава первая - утро. Человек просыпается с целой симфонией собственных и родных запахов. Ему нравится, как пахнет его подушка, одеяло, комната, дом, квартира. Он находится в естественном состоянии этих запахов, но он понимает, что этот его собственный запах ночной - интимный, поэтому с этим запахом выйти в мир современный человек не может. Современный либеральный социум породил массу запретов на интимные самовыражения человека из-за противопоставленности "аттрактант - общее, репеллент - частное". А так как современная городская культура заставляет нас находиться иногда слишком близко друг к другу, нарушать интимное пространство человека, особенно в общественном транспорте и в лифтах, то ранее негласно, а теперь уже и с рекламой дезодорантов предписывается избавляться от интимных запахов в обществе.

Посему утро превращается в длительную процедуру избавления от собственных интимных запахов, чтобы не привнести их в окружающий социум, который иначе будет воспринимать тебя гораздо агрессивнее. Два основных способа - во-первых, обильное основательное мытье, во-вторых, использование синтетических благоуханий - различных парфюмов. Начинается целая война, действующая по принципу " чтобы перебить сильный запах, нужно использовать еще более сильный запах". Кроме того, люди курят, пьют кофе, употребляют жуткие таблетки типа "Тик-так" или жевательную резинку с разрекламированным карбомидом (который раньше назывался мочевиной, ею удобряли деревья, теперь ее жуют).

Эти способы избавления от собственных запахов можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мы назовем - псевдокормлением или псевдоедой: либо зубная паста, либо жевательная резинка - то, что жуется но не глотается. Внешние - человек моется, пользуется парфюмом: духами, дезодорантами, одеколонами, лосьонами для бритья - грандиозным количеством запахов. Так почему человеку в качестве социальной адаптации необходимо избавляться от собственных запахов? Попытаемся понять истоки социальных табу на естественные запахи.

Обусловлено это двумя социальными факторами. Это историческое деление на аристократию и народ, и второе - деление на город и деревню.

Город и деревня


Само по себе разделение запахов на аттрактанты и репелленты привело к тому, что за аттрактантами закрепилось свойство божественного, ангельского, а за репеллентами - дьявольское, злобное.

Исторически человечество, жившее в деревнях или в маленьких городах, одинаково пахло, никто не пытался этот запах заглушить, и поэтому люди достаточно сильно смердели. Не было душа, ванны принимали крайне редко, разве что в реке купались летом. На помывку смотрели как на удовольствие, поэтому, например, в посты многие не мылись (а это, между прочим, около 280 дней в году, включая среды и пятницы). Аристократы тоже не отличались особенной любовью к чистоте еще и из-за того, что их социальный статус требовал особых причесок и макияжа. Светская дама, например, по подсчетам Ю.М.Лотмана, употребляла в год около пуда (!) белил и румян, так как балы проводились при свечах, а этот свет делает любое лицо несколько бледным. Прическу делали примерно один раз в месяц с помощью различных приспособлений, раскаленных щипцов, масел и втираний, а потом месяц не мылись (не смывать же такую красоту!), лишь обтирались влажными полотенцами с благовониями. В волосах, естественно, скоро заводились вши и блохи, посему дамы носили специальные ювелирные палочки-чесалки на поясе и могли премило почесываться даже и на романтическом свидании. Позже, уже в веке 18, стали носить эти прически как парики, но дамам пришлось расстаться со своими волосами, парики одевали на плотно выбритую голову. А от паразитов научились защищаться шелковым бельем.

Итак, аристократы обильно перебивали свое естественное смердение с помощью восточных благовоний. Вот это жуткое сочетание запахов считалось границей, отделяющей людей разных сословий.

Крестьяне даже менее смердели, но сам образ жизни в домашнем хозяйстве, когда зачастую домашний скот (особенно зимой) проводил ночь в одном помещении с людьми, придавал свой аромат. Запаховое разделение между аристократией и народом произошло в сторону употребления искусственных запахов - духов. Аристократы стали отделять себя не только манерами поведения, но еще и запахами. Они не только облекались в парчу и шелк, они облекались в новые запахи, тем самым дистанциируя себя от "зловонного" народа: мир "благоухающего богатства и воспитанности" противопоставлялся смердению смердов.

В деревенском мире все запахи были естественные, здесь любое проявление естества воспринималось нормально. Человека окружала природа, и с этим хозяйством надо было управляться: навоз раскидать, землю вскопать, животных покормить. При этом весь крестьянский мир благоухает, земля благоухает. Для русского самое большое благоухание - запах свежевскопанной земли. Для христианина момент дыхания совершенно естественный: все живое дышит, дерево дышит, кирпичная кладка и та дышит, и при этом "всякое дыхание да хвалит Господа", и "вся тварь совместно воздыхает, ожидая откровения сынов Божиих" (Рим.8, 19).

Поэтому в деревне не пользовались никаким парфюмом, даже привозной запах ладана был домашним и повседневным, иногда даже нательным. Деревня жила общенародным духом, предлагала очень соборный образ запаха. Все запахи там были нормальными. Однажды я видел такую картину: на покосе работали старый дед, мужчина и молодой практикант, собиравший фольклор. Дед неожиданно устроил могучие ветра. Практикант, пораженный могучестью организма деда, не зная, что сказать, говорит: "Будьте здоровы!". В деревне "что естественно, то не безобразно". То есть, естественность организма, естество наше несет на себе печать образа Божия. Вся физиология, которая нам дана, она также прекрасна, потому что сотворена и разумно устроена Господом.

Это нормальное отношение к общему запаху, оно остается и сейчас. Где? В общежитиях - студенчество. В казармах - армия. Это мир, пронизанный одним запахом, и люди к этому относятся совершенно спокойно. Посмотрите на наши общаги, хрущевки, где в комнате не более ста кубометров воздуха, там застоявшийся сильный запах. Сегодня входя к кому-то в квартиру, мы можем определить не только количество людей, но и социальный статус и даже национальность.

Запаховые цензы

Запаховое классовое разделение привело к тому, что именно город, как место встречи различных классов, проводил жесткие запаховые цензы на "выход в люди". Что означало "выйти в люди"? Это означало взять на себя определенную социальную роль, социальный тип. Поэтому человек, вставая утром, к этому типу готовился - одеждой, волосами, лицом.

Женщина "рисует" себе лицо поутру, и в том числе избавляется от естественных запахов, которые в городской среде могут стать запахами агрессивными или неприличными. Из самого устройства человеческого общества, социума, вырастает четкая граница "новых" или "чужих" запахов. Итак, человек выходит в город, предварительно серьезно поработав над собой, над своими запахами. Что за тип запахов он приобретает? Индивидуальные ли это запахи? Нет. Оказываясь в современном городе, мы чувствуем довольно осязательную типологию запахов. По какому принципу они различаются?

Запахи делятся по социальной роли: цех и сословия (например, шофер совершенно естественно пахнет мазутом, бензином, он сел в автобус доехать до своего автопарка, от него будет понятно для каждого пахнуть), классы и статусные группы (бизнесмены, учителя, врачи, рабочие - каждый пахнет своей работой).

Но вот интересно, эта привязка к профессии, социальная адаптированность запаха, начинает менять свой статус. Безумный западный политолог Жак Аттали предполагает, что в скором времени единственной абсолютной ценностью в обществе станут деньги. Он считает, что мы будем оценивать людей не по тому, как они выглядят, а по тому, на сколько он выглядит. У американцев есть такое выражение - "Ты выглядишь на миллион долларов". То есть смотришь и видишь не человека, а вложенность капитала в него, в его волосы, в его одежду, в его кожу, в его автомобиль: человека не видно, видно, сколько он стоит. В современном либеральном обществе, которое теряет религиозные, национальные, классовые и половые различия, срабатывает именно этот мотив: человек приобретает себе не запах, а ценность, торговую марку, которая столько-то стоит. Он пахнет не вообще, он пахнет от Версаччи. Окружающие, принюхавшись, это определят - "Ты пахнешь на тысячу долларов". Появляется новая модальность запаха-унисекса, эта модальность - цена участия в рекламированном образе жизни.

Третье - это группы по стилям жизни. Это могут быть зеленоволосые панки, длинноволосые хиппи, желтогалстучные карьеристы-яппи, кто угодно. Соответственно, запахи они выбирают себе разные, от смердящего неприятия социума, до соответствия личного одеколона дезодоранту туалета на работе.

Четвертое - группы по настроям и модальностям, потребительским и ролевым ситуациям. Вы пошли на рынок купить мясо. Будет женщина стесняться там запаха сочащихся красных кусков мяса или рыбы, чей запах так неприятен ей в повседневности? Она своими пальчиками будет перебирать их, потому что такова ситуация.

Запах как униформа

Итак, утро - пик запаховой активности, человек одевается в униформу запахов. Но разнообразие этих запахов не бесконечно. Существует социологический закон: все разнообразие индивидов сводится для человека к некоторому числу близких ему типов. Если бы все в городе пахли индивидуально, город бы взорвался. Если бы все в городе пахли совершенно одинаково, город бы тоже взорвался. Поэтому предполагается определенное количество социальных ролей - допустимое. Я могу вписаться только в определенную систему запахов. Если я выпаду из нее нестандартным каким-то решением, я нарушу социальный статус. Поэтому публичный запах - это комбинация стандартных ароматов. Человек одевает запах как униформу, он буквально пишет запаховое письмо другому: "Я пью кофе, я курю сигареты, я пользуюсь вот этими духами…"

В течение дня человек благоухает так, как он заложил себе утром. Особенно некоторые женщины, девушки так усердствуют поутру не для выхода из дома, но для работы, что в общественном транспорте их запаховое облако становится террором по отношению к пассажирам. Им кажется, что в течение дня запах будет уменьшаться, поэтому они пользуются лошадиными дозами. Вечером - запаховая демократия, никаких забот, потому что можно отключить внутреннего контролера. Это приятно, потому что все возвращаются домой, возвращаются в родную среду, в родные запахи. Мы идем домой, оставив всякое попечение о запахах. Даже в транспорте вечером люди не стесняются своих запахов - они возвращаются домой, им ни к чему надевать свои маски, свою запаховую униформу. Присутствует запаховая обнаженность - "я не стесняюсь, я еду домой".

Личные мотивы

Попытаемся понять личностные мотивы - почему человек отказывается от собственных запахов? Ведь в сущности употребление духов, дезодорантов и пр. приводит к тому, что человек отказывается от собственного запаха. А собственный запах о многом говорит человеку. Сам организм напоминает человеку, что он заболевает, чего ему не хватает. Вспомните как естественно питались в детстве: захотелось хлеба - съели хлеба, захотелось картошки - съели картошки, никто не заставляет есть что-то особое. Это естественное кормление. Беременная женщина в задумчивости берет кусочек мела, начинает его грызть. Почему? Потому что ей не хватает кальция.

Естественные запахи о многом говорят человеку, но для социальной адаптированности человек вынужден отказываться от собственных запахов. Поэтому все запахи для личности делятся на две интимные зоны: запахи, которые он может назвать интимно сексуальными, и те запахи, которые можно назвать интимно эротическими.

(Эротика от порнографии чем отличается? По законодательству Российской Федерации, изображение обнаженной женщины - это эротика, а изображение обнаженного мужчины - это порнография).

Что такое эротическое и сексуальное пространство в системе запахов? Эротическое - это дальнее пространство, это то максимальное пространство влияния своих запахов, на которое может рассчитывать человек. Насколько далеко я вообще могу пахнуть, каково мое запаховое пространство.

Иногда это очень далеко, например, учительница в школе помазалась духами "Красная Москва" или "Белая сирень", до последних двоечников доходит запах.

А сексуальное - это минимальный уровень запахов, до которого я даже не хочу допускать. Скажем, запах щеки. Самое благоухание у человека - запах щеки и шеи, это квинтэссенция человеческого запаха, поэтому женщины за ушами мажут духи. Переход щеки в шею - самая остропахнущая часть в человеке.

Что такое сексуальное пространство, можно объяснить просто. Куда смотрят люди, когда они заходят в лифт? Куда угодно, только не друг на друга. Почему? Потому что они вступают в столь интимный близкий контакт, который воспринимается как нарушение сексуальной границы. Люди испепеляют взглядом окошечко с номерами этажей в лифте и думают: "Да когда же он приедет?". Почему человек чувствует некомфортность в лифте? Потому что другие люди подошли к нему слишком близко.

Одна моя знакомая американка в Тюмени проехала в автобусе от Строительной академии до улицы Холодильной. Больше она в автобус в Тюмени не садилась. Свои ощущения она выразила одним словом - "массаж". Автобус качало, и какой-то мужчина два раза "лег" на нее. Она была в ужасе, это был шок. Она вышла из автобуса и сказала: "Я должна немедленно принять душ". Почему? Потому что социальное пространство для нее было минимизировано. Она никогда никого на такое близкое расстояние не допускала. В это пространство допускаются только самые родные люди.

Сексуальный запах - запах очень короткой дистанции. Это естественный запах. Что происходит, когда человек его забивает? Ведь мы, когда общаемся с девушкой, мы общаемся иногда с духами, а не с ней самой. Мы не знаем, как они пахнут, потому что они постоянно пахнут парфюмом: изо рта "Тик-так", от зубов - пастой, от шеи - духами, от одежды - табаком. А с кем мы общаемся вообще? Здесь возникает катастрофическая проблема культуры.

Запахи рекламы

Вернемся к мысли Ю.М.Лотмана, что раньше запах не порождал текста. Вся запаховая культура происходила очень интимно, о запахе не говорили. Если человек дурно пах или хорошо пах, об этом не говорили. В последние времена реклама артикулирует запахи естественные, как неприличные, а запахи приемлемые - как запахи продаваемые: "запах чистоты, запах свежести, запах победы". Интересный поворот - запахи соотносятся с идеологическим дискурсом, а не телесным. Возникает парадокс: запах - это мельчайшие частицы вещества, но современная реклама возводит запах в разряд чего-то невещественного, идеологического.

Если рассмотреть рекламу как PR-конструкцию (public relation -создание социального имиджа - как привлекательного, так и отталкивающего, для политиков и звезд), вырисовывается интересная картина. Есть два естественных источника неприятных запахов: несоблюдение норм чистоты и запахи человеческого тела, говорящие о неопрятности в отношении себя. Смотрите, как смещается акцент в культуре - предметом публичного обсуждения становятся совершенно запрещенные темы, о которых ранее было неприлично говорить. Рекламотворцы цинично диктуют новую запаховую ситуацию.

Разберемся. Неприятные запахи возникают от несоблюдения норм чистоты, например, испорченная пища, неубранные места, нечистая одежда. От больных и престарелых людей идет определенный тяжелый "старческий" запах. Это одно. Но совсем другое, когда реклама постоянно и назойливо нам намекает - "Ты дурно пахнешь!" Посмотрите, о чем говорит реклама духов, жевательной резинки, прокладок, лосьонов и так далее? Она непрозрачно намекает: "Смотри, ты наверняка дурно пахнешь!". Она не только порождает текст, она порождает определенную озабоченность человека. Он вообще-то не помнит, пахнет или нет, и если пахнет, то как (потому что чаще всего отношения с запахами интимно-подсознательны).

А реклама ему объясняет: у тебя

а) дурной запах изо рта наверняка, следовательно поэтому тебя никто не понимает, следовательно свежее дыхание облегчает понимание,

б) дурной запах телесного низа, следовательно нужно ощущение чистоты на весь день и т.д. и т.п.

Происходит давление, прессинг на людей. Потребитель рекламы думает, а вдруг у меня действительно пахнет изо рта, пойду куплю "Стиморол", пожую.

Предлагается-то что? Это самое интересное. Предлагаются новые социальные факты: если ты хочешь быть адаптирован в обществе, будь любезен, принимай новые социальные роли. Если ты хочешь быть принят в обществе, будь любезен избавиться от всех своих запахов.

В перспективе появятся, наверное, дезодоранты для ушей, чтобы еще оттуда ничем не пахло, для кишечника. Почему? Потому что это экономически выгодный PR-ход, с помощью которого можно внушить человеку комплекс неполноценности, так как это очень интимный момент, его проговорить-то, прочувствовать-то невозможно. Происходит идеологическая революция-прессинг.

 

Автор: Бакулин М.Ю.

Источник: russned.ru

 

 

Еще некоторые статьи сходной тематики на Аромарекламе:

  

                    Обращаем Ваше внимание, что здесь указаны только некоторые статьи.

                    Полный список статей приведен в каталоге статей, на страничке Статьи

 

 

Любопытная информация Вам на заметку:

 

   
 

 
     
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006