Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арома-маркетинг: сделай прибыль ароматной?

 


Обычно для привлечения внимания потребителя к той или иной продукции используются визуальные и аудиосредства. Однако сегодня активно развивается арома-маркетинг – направление, использующее обоняние потребителя. Ароматы и запахи очень тесно связаны с эмоциями человека, поэтому, применяя их, можно быстрее обратить внимание клиента на товар прямо на месте продажи и увеличить объем продаж.

– Наши клиенты часто спрашивают, а у вас есть запах денег? – рассказывает Владимир Афанаскин, руководитель проекта «Бизнес-ароматизация» компании «Сервис Плюс». – Мы отвечаем, что такой аромат давно воссоздан, но он не увеличивает доходность бизнеса клиентов, как и запах горячего металла или старого гаража. Такие ароматы используются в музеях, развлекательных шоу, но они не подходят для торговых компаний.

За рубежом арома-маркетинг существует уже более 20 лет, для России же это направление новое, сегодня этим бизнесом на российском рынке серьезно занимаются пять компаний.

– Сначала основной акцент наша компания ставила на рестораны и кафе, как на потенциальных клиентов, – рассказывает Венера Яманди, коммерческий директор компании «Кема Клаб». – Теперь спустя около двух лет сфера деятельности наших клиентов очень разнообразна: это и магазины одежды, и ювелирные салоны, и бизнес-центры, и офисы, и салоны красоты, а также фитнес-клубы, боулинги, бильярдные. Интерес к использованию арома-услуг и «ароматной рекламе» в России возрастает с каждым днем, в том числе у крупных, достаточно известных сетевых компаний.

Арома-бизнес имеет несколько направлений. Одно из них – использование ароматов в брэндинге. Другое направление – использование ароматов в ходе различных промо-акций. В том числе, когда рекламный стенд привлекает зрение, слух и обоняние покупателей. Особенно это актуально в торговле парфюмерией и средствами ухода, но может применяться и в торговле продуктами, а также любыми другими товарами и услугами. Нужно отметить, такую развивающуюся технологию как арома-полиграфия, когда запахом покрывается печатная продукция. Согласно исследованиям в таком случае текстовой информации усваивается на 26% больше.

– По статистике в результате использования приятных запахов пребывание покупателей в магазинах увеличивается на 16%, готовность покупать – на 15%, импульсивные покупки – на 6%, – отмечает Владимир Афанаскин. – Актуально использование ароматов и при сезонном снижении продаж. В исследовании нашего клиента – сети супермаркетов – сезонное снижение продаж в пяти ароматизированных магазинах на 2% меньше, чем в контрольных.

С помощью арома-маркетинга в торговых точках достигается множество целей. Как рассказала Наталья Суркова, генеральный директор компании «Нижегородский Регион», арома-маркетинг – это избирательная ароматизация воздуха для увеличения объема продаж и положительного влияния на клиента. Он позволяет подчеркнуть статус заведения и создать фирменный стиль, сформировать благоприятную атмосферу для покупателей, выделить определенную группу товаров, улучшить восприятие потребителем качества товаров и услуг. Это приводит к ускорению роста объема продаж, стимулирует незапланированные покупки, увеличивает количество повторных посещений торговых площадей. Кроме того арома-маркетинг позволяет повысить работоспособность персонала, внимание и точность в работе, решить проблему неприятных запахов.

– Основная цель арома-маркетинга – использование ароматов для воздействия на целевую аудиторию через новый информационный канал – обоняние, – говорит Ольга Щемелинова, генеральный директор компании «Аромамедиа». – Создание неповторимой атмосферы при помощи арома-маркетинга в торговой точке позволит продавцу выделиться среди конкурентов, увеличить свой паблицитный капитал, дополнить свой брэнд фирменным ароматом.

Привлечение и нейтрализация

Существуют различные средства ароматизации в торговых точках. Например, объемная ароматизация, когда в месте продажи той или иной категории товара формируется зона с приятным запахом. Ароматизация на полках с товаром направлена на конкретного покупателя, датчик движения приводит в действие ароматизирующее устройство, в результате чего посетитель, проходя мимо холодильника соков, чувствует запах апельсинов.

– В розничных магазинах актуально выделение определенной группы товаров путем ароматизации отдельного участка, – отмечает Наталья Суркова. – Возможно создание благоприятной атмосферы во всем помещении одним ароматом. При этом подчеркивается индивидуальность магазина.

Как отметил Владимир Афанаскин, в магазине методами арома-маркетинга не имеет смысла продвигать продукты первой необходимости. Продажи же кондитерских изделий, кофе, чая, фруктов имеет смысл стимулировать, и технологии ароматизации очень успешны. В Италии летом 2006 года применялась ароматизация точек продаж ветчины в вакуумной упаковке, не имеющей собственного запаха. В результате, рост продаж составил более 300%.

Отдел фруктов и овощей ароматизируется запахом цитрусовых, яблока, дыни; бакалея – кофе или чая; отдел выпечки – запахом выпечки или кофе; галантерейный отдел – жасмином или мимозой; отдел товаров для дома – древесными или цветочными композициями.

Ароматическое оборудование может быть использовано и для нейтрализации неприятных или неподходящих запахов. Например, запах квашеной капусты и соленых огурцов в отделе «овощи-фрукты» может быть заменен ароматом фруктов, в рыбном отделе неприятный запах может быть нейтрализован ароматом лимона. Ароматы могут помочь, если магазин мебели или одежды находится в полуподвальном помещении с запахом сырости.

Ароматическая стратегия

В разработке арома-концепции торговой точки необходимо соблюдать зональность. Разные торговые зоны имеют разное значение с точки зрения арома-маркетинга и наполняются разными ароматами.

– В магазине достаточно большой площади, в частности, в супермаркете, нецелесообразно осуществлять ароматизацию всего помещения, – отмечает Владимир Афанаскин. – Достаточно оснастить ароматическим оборудованием отдельные зоны некоторых категорий товаров. При этом оборудование должно быть размещено правильно, чтобы не допускать пересечения зон ароматизации и возникновения из-за этого совершенно неожиданных запахов.

Как рассказала Ольга Щемелинова, ароматическое оборудование нужно устанавливать уже у входа, потому что это зона приветствия. В зоне примерочных воздух желательно не только обогатить ароматом, но и почистить «нейтрализатором» – средством позволяющим уничтожать любые нежелательные запахи. Если речь идет о торговом центре, то отдельно надо рассматривать зону отдыха и торговую зону.

Выбор оборудования, участвующего в арома-проекте, происходит на основании плана и габаритов помещения, наличия рабочей вентиляции и других показателей. Надо учитывать некоторые ограничения. Например, не правильно книжным магазинам предлагать аромат с цитрусовыми нотами, а тем, кто торгует изделиями из синтетического материала – аромат натуральной кожи.

Не рекомендуется распространять ароматы в зонах, где люди принимают пищу. Впрочем, ароматическое оборудование может быть использовано для рекламы таких зон. Как рассказал Владимир Афанаскин, в ряде торговых центров компания установила оборудование, распространяющее запах кофе, рядом с указателями, указывающим путь к кофейням. Посетители, почувствовав приятный кофейный аромат, смотрели по сторонам и обнаруживали указатели. Многие из них тут же отправлялись за чашкой кофе. По словам владельца сети кофеен «Карамель», Олега Брагаря, количество посетителей увеличилось почти в полтора раза.

Достаточно сложно ароматизировать гипермаркеты. Большая площадь и высота потолков определяют значительный объем помещения, который трудно заполнить необходимыми ароматами. Кроме того, трудно прогнозировать перемещение потоков воздуха и соответственно управлять распространением ароматов в магазине. В гипермаркетах предпочтительней точечное воздействие, использование ароматического оборудования на отдельных полках и стендах по отдельным товарам.

– В дискаунтерах другая проблема, – отмечает Владимир Афанаскин. – Сам формат предполагает минимум сервиса, что в российских условиях часто приводит к практически полному его отсутствию, поэтому на первом месте здесь стоит задача нейтрализации неприятных запахов.

 

Оборудование
 

Спектр ароматического оборудования достаточно широк – от домашних установок до дорогих вентиляционных устройств. По оценкам Ольги Щемелиновой, годовой бюджет арома-проекта варьируется от 800 евро до 20 тыс. евро.

Цена на оборудование, предназначенное для ароматизации помещений, зависит от места применения, от страны-производителя, а также от результата, которого хотят добиться клиенты. Варьируется она от 10 до 30 тыс. евро. Средняя стоимость расходных материалов – арома-жидкости, картриджей, аэрозольных баллончиков – составляет 15–30 евро.

– Самое простое оборудование – автоматическое аэрозольное устройство на основе баллонов с ароматизаторами. Его стоимость – 40 евро, стоимость расходных материалов – от 5 до 20 евро, площадь ароматизации – 10–15 м2. Обычно одного баллона хватает на 15–40 дней работы, – рассказывает Владимир Афанаскин.

Устройство на основе ароматического геля может стоить около 150 евро, расходный картридж – 55 евро, площадь ароматизации – 50–60 м2, картриджа хватает на срок от месяца до двух в зависимости от интенсивности работы.

Стоимость диффузионного аппарата, работающего на ароматической жидкости, составляет 1150 евро, ароматический контейнер – 120 евро, рабочая площадь – 150–250 м2, срок работы от 3 недель до 1,5 месяцев. Высокая цена этого устройства обусловлена большой площадью покрытия, широким диапазоном ароматов (более 40 видов постоянно в наличии), кроме того, оно позволяет экономить на расходных материалах.

Ароматическое оборудование, встраиваемое в вентиляцию, может стоить от 1,5 тыс. евро до 7 тыс. евро, в зависимости от мощности. Объем ароматизированного воздуха при этом более 60 тыс. м3/час. Если такое оборудование способно работать с несколькими ароматами, его цена доходит до 10 тыс. евро. Оборудование автоматически подает различные ароматы, в зависимости от времени суток, бодрящие утром, расслабляющие вечером.

Выбор устройства зависит от поставленных целей и площади зоны, в которой будет происходить ароматизация. Если она небольшая и необходимо создать просто приятную атмосферу, подойдет дешевое устройство. Если площадь большая и высоки требования к качеству аромата, – лучше приобрести оборудование более дорогостоящее. Как отметил Владимир Афанаскин, оптимально комплексное использование различных устройств. Например, при входе в магазин устанавливать производительное устройство, создающее комфортную атмосферу на входе и в прикассовой зоне, а в торговом зале достаточно устройства зонального действия с ароматами, стимулирующими покупки конкретных товаров.

– Появление арома-маркетинга обусловлено конкуренцией, – говорит Венера Яманди. – Лет пять назад эта технология сделала свои первые шаги в России, сейчас она ступает на российском рынке уверенней. Уже нет того непонимания, появился интерес и даже необходимость.

– В дальнейшем практически все компании будут использовать технологии, в которых участвует подсознание человека, как происходит это уже сейчас в Европе, – считает Наталья Суркова.
 

 

Автор: Андрей Черкасов,

Источник: moyo-delo.ru
 

Еще некоторые статьи по ароматизации в бизнесе:

 

                    Обращаем Ваше внимание, что здесь указаны только некоторые статьи.

                    Полный список статей приведен в каталоге статей, на страничке Статьи

 

 

   
 

     
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006