Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕКРЕТЫ БОЛЬШИХ ПРОДАЖ

 


Советского человека в магазине волновало лишь наличие нужного ему товара. Недружелюбные продавщицы, очереди, кульки из серой бумаги воспринимались как норма жизни. Российский покупатель, несколько оробев от свалившегося в конце XX века изобилия товаров, в веке XXI стал разборчивым, расчетливым, а иной раз и капризным. Как заставить его сделать покупку именно в вашем магазине, воспользоваться именно вашей услугой? Маленьким и большим секретам того, как заполучить “чужого” покупателя, и посвящена эта рубрика. Если у вас есть свои хитрые ноу-хау и вам не жалко ими поделиться – пишите.

Запах прибыли

Вслед за открытием границ и приходом в нашу жизнь огромного количества товаров и услуг, появились и новые технологии их продвижения. Одной из них стало использование запахов.

Ранее в нашей стране о запахах вообще мало задумывались. Считалось нормальным, что в молочном магазине стоял запах подкисшего молока, а в мясном – несвежего мяса. В парикмахерской традиционно ударял в нос запах состава для химической завивки, а в кинотеатрах пахло потом. К сожалению, многие до сих пор не придают этой проблеме большого значения. И очень зря, поскольку мир запахов оказывает на людей чрезвычайно серьезное воздействие. Более того, запах является мощным орудием манипуляции нашим поведением.

Как утверждают ученые, в человеческом мозге отделы, обеспечивающие восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. А это значит, что определенные ароматы вызывают совершенно конкретные эмоции, неподвластные нашему сознанию, а следовательно, и контролю.

Одним из первых исследователей запахов в современной психологии стал американский невролог, руководитель Чикагского Центра исследования вкусовых и обонятельных рецепторов Алан Хирш. Выяснив механизм воздействия запахов на человека, проверку своей теории он начал, кстати, именно с торговли. Один из опытов был поставлен с кроссовками. Группу из 31 покупателя доктор Хирш попросил внимательно рассмотреть коллекции кроссовок, находящиеся в двух разных помещениях. Залы были абсолютно одинаковыми, кроссовки – из одной партии. Единственное отличие - в одном из помещений был распылен легкий цветочный аромат. По завершении эксперимента выяснилось, что большинство покупателей выбрали кроссовки из “надушенного” зала.

Подобные результаты не могли остаться незамеченными профессионалами торговли. И сейчас дизайнеры вместе с учеными в буквальном смысле проектируют запахи торговых центров, ресторанов, отелей, салонов красоты и т.д. Как заявляет психолог Центра исследований обоняния и вкуса в Филадельфии Сьюзан Наско, “благодаря правильному использованию запахов можно продать все, что угодно!”

Сейчас и россияне почувствовали на себе воздействие “коварных” ароматов. В магазинах зарубежных торговых сетей есть приспособления, необходимые для общей ароматизации торговых залов через системы кондиционирования и вентиляции. Безусловно, они дорогие и сложные. Тем не менее эти затраты окупаются. Зарубежная статистика утверждает, что их грамотное использование увеличивает объем продаж на 15-20%!

Идею ароматизации помещений путем распыления водных растворов ароматизированных спиртов через систему кондиционирования разработал и запатентовал известный гуру в мире запахов Ив Прива. Эта технология быстро обрела популярность, а производители нового оборудования нашли массу клиентов: отели, магазины, залы кинотеатров, салоны красоты, выставочные залы, рестораны, производственные помещения… Одно французское туристическое агентство, например, заказало и использует уникальную эссенцию, воспроизводящую в его офисах запах нагретого морского песка и экзотических тропических зарослей. Гостиничная сеть “Холидей Инн” одной из составляющих своего фирменного стиля сделала вездесущий тонкий аромат болгарской розы.

Но наиболее активным потребителем новой технологии стала торговля. Как выяснили ученые, для каждого типа торговых предприятий есть свои специфические запахи, формирующие желание совершить покупку.

Крупные продуктовые магазины или отделы супермаркетов охотно насыщают свои торговые залы ароматами свежеиспеченного хлеба или яблочного пирога. Кстати, последние исследования показали, что также большой эффект в них дают свежие запахи огурца или арбуза.

В магазинах одежды увеличить продажи особенно эффективно помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты, лимона. Эти ароматы предназначены для огромных торговых комплексов, требующих от покупателя не только толстого кошелька, но и немалой физической выносливости. Они “заставляют” его неутомимо ходить из отдела в отдел, примерять, рассматривать и главное - покупать!

Механизм действия запахов этих растений на человека уже хорошо изучен. Доказано, что запахи лаванды, ромашки, лимона и сандала снимают стресс быстрее многих антидепрессантов. Мята, жасмин и гвоздика бодрят лучше, чем свежезаваренный кофе. Лимон, жасмин и эвкалипт, кроме того, повышают работоспособность.

Кстати, эти запахи используют не только в торговых помещениях, но и в офисах. Так, признанный лидер японской косметической промышленности концерн Shiseido уже много лет выпускает специальные эссенции для рабочих и офисных помещений, предназначенные для повышения производительности труда. После многочисленных опытов ученые выяснили, что если в помещении пахнет лавандой, персонал ошибается на 20% меньше. Аромат жасмина сокращает ошибки на 30%. А вот если пахнет лимоном, количество ошибок снижается на 50%!

Для небольших специализированных магазинов подход к аромату должен быть несколько иным. Он должен зависеть от торговой специализации. В магазинах, торгующих кожаной одеждой и обувью, кстати будет тонкий запах дорогой кожи. Этот же аромат будет хорош и для любого магазина, ориентированного на покупателей-мужчин. Побудить их к дорогим покупкам поможет также букет ароматов дуба, кожи и изысканного табака, но ни в коем случае не яркие цветочные ароматы.

В чисто женских магазинах допустимы и цветочные, и нежно-терпкие запахи. Это зависит от ассортимента. Нижнее белье лучше продается в сладковато-цветочной, чувственной атмосфере. В отделах верхней одежды следует использовать жасмин.

Играет роль и возраст посетителей. Так, например, аромат масла кокосовых орехов особенно нравится молодым и энергичным покупателям или клиентам. Пожилые люди лучше отреагируют на витающий в воздухе запах лаванды.

“Конечно, все это здорово, - скажет директор среднестатистического российского магазина. – Только как все это применить в наших условиях?” Что ж, действительно, установить суперсовременные системы принудительного одорирования – дело дорогостоящее, да и многие ароматические композиции являются уникальным ноу-хау. Тем не менее это не повод лишать себя возможности получить не только дополнительную прибыль, но и лояльность покупателей и собственного персонала. К тому же есть несколько доступных способов приобщения к мировому опыту.

Самый простой способ – расположить в хлебном или бакалейном магазине мини-пекарню или киоск горячей выпечки с их естественными ароматами. При мясо-колбасном магазине - разместить мини-коптильню.

В гастрономах или супермаркетах рекомендуется добавлять ароматизаторы в жидкость для мытья полов либо использовать уже появившиеся у нас в продаже ароматные полимеры. Их крепят над обычными лампами, и через некоторое время воздух наполняется благоуханием.

В относительно небольших помещениях можно использовать специальные приборы – холодные ароматизаторы, в которые вставляются специальные сменные картриджи со смесью воды, спирта и натурального ароматического масла. На таймере устанавливается требуемая периодичность, с которой смесь распыляется в воздух.

В компактных помещениях будет достаточно бытового ароматизатора воздуха, ароматической палочки либо ароматической лампы или свечи. Конечно, следует отдавать предпочтение ароматизаторам на основе натурального масла. Именно “живые” ароматы обладают удивительной способностью вызывать у человека “импульс покупки”. Но в любом случае покупатель предпочтет магазин с “вкусным” запахом.

Наверняка вы сможете придумать и другие способы улучшить, в прямом смысле, атмосферу своего предприятия. Главное – соблюсти меру. Запах должен быть ненавязчивым, слегка уловимым. И таким же приятным, как запах прибыли…


Автор: Любовь Федоренкова

Источники: "Торговая газета",

 businesspress.ru
 

Еще некоторые статьи по ароматизации в бизнесе:

 

                    Обращаем Ваше внимание, что здесь указаны только некоторые статьи.

                    Полный список статей приведен в каталоге статей, на страничке Статьи

 

 

   
 

 
     
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006