Магазин

Портал главная

Новости Информация Статьи О запахах

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Скромное обоняние технологий

 


Запахи – это головная боль для науки. Цвет, например, можно легко разложить по спектру. Из трех-четырех чистых цветов можно создать практически любой оттенок. А вот внятной клас­сификации ароматов до сих пор не су­щест­вует. Одни делят запахи на "эфирные" (ацетон), "бальзамические" (ваниль), "чесночные" (сероводород) и т. д. Другие выделяют ароматы "фруктовые", "цветочные", "пряные", "горелые"... И таких классификаций множество, но нет ни одной общепризнанной.

С физиологией запахов тоже все непросто. Относительно ясная картина сложилась только в конце XX века. В 1991 году Ричард Аксел и Линда Бак открыли семейство генов, вырабатывающих протеины, необходимые для улавливания запахов. За это им была вручена Нобелевская премия.

Но самая большая проблема – научиться манипулировать запахами. Мы можем без труда сфотографировать розу и записать картинку на компьютер. С оцифрованным изображением цветка мы сумеем сделать все что угодно – менять оттенки, увеличивать яркость, изменять пропорции. Несколькими движениями «мыши» можно отправить эту фотографию из Киева в Нью-Йорк. Но аромат цветка остается неподвластным цифровым технологиям.

Уже не раз технологические фирмы объявляли о создании приборов, способных управлять запахами. Но пока ни одной из этих новинок не удалось дойти до промышленного производства. Какой-то злой рок висит над ними. Представляется эдакий призрак Жана-Батиста Гренуя, который, опасаясь конкурентов, разрушает фирмы, разрабатывающие приборы для манипуляции ароматами.

Молодая американская компания Digi­Scents была одной из первых, кто заявил о со­здании устройства электронного запаха – iSmell. Оно имеет сменный картридж, содержащий более 100 различных ароматических веществ, которые по команде компьютера смешиваются, образуя необходимый запах.

Перспективы представлялись самыми радужными. Владельцы фирмы подсчитывали предстоящие барыши: "Рынок подарков и цветов – 1,37 млрд долл, продукты – 1,16 млрд долл, компьютерные игры – 123 млн долларов...".

Однако дело ограничилось созданием нескольких прототипов устройства, которые фирма гордо демонстрировала на всевозможных выставках. А на запуск в коммерческое производство денег не хватило. Проект закрылся. Журнал Wired включил iSmell в список самых больших "мыльных пузырей" в области информационных технологий.

Через некоторое время на многих сайтах появилось сообщение, будто новая операционная система для компьютеров Apple будет использовать манипулятор запахами. Пользователи радостно обсуждали достоинства и недостатки этой новинки, не обратив внимания на дату публикации новости – 1 апреля.

Несколько лет назад было объявлено о выходе на рынок так называемых ароматических куполов (Scent Dome), разработанных американской фирмой Trisenx. Принцип работы здесь тот же самый: под управлением компьютера смешиваются 20 базовых ароматов, которые позволяют получать множество самых разных запахов. Кроме того, устройство позволяет записать информацию о запахах в файл и передать его, например, по электронной почте другому пользователю, у которого тоже установлен Scent Dome.

Нам удалось посмотреть примеры компьютерного интерфейса этой системы (все довольно просто и красиво), изучить прайс-лист (цены скромные – все в пределах 1000 долл.). Только вот ни одной компании, продающей на территории СНГ подобные устройства, мы найти не смогли. То ли у компании проблемы с маркетингом, то ли реальные качества этих устройств уж сильно отличаются от рекламных обещаний.

Ближе всего к созданию промышленных образцов «манипулятора запахами» подошли в Японии. Как сообщают информационные агентства, группа исследователей Токийского института технологий объявила о создании специального аппарата, способного идентифицировать и переводить запах в цифровую форму.

Устройство распознает аромат с помощью 15 сенсоров, а затем переводит его в цифровой формат. Потом запах можно воспроизводить.

Сегодня разработка института технологий успешно узнает и воспроизводит огромное количество самых разных запахов, начиная от фруктовых и заканчивая запахами бензина и протухшей рыбы.

Похожую технологию в апреле этого года опробовали в нескольких японских кинотеатрах. Местная телекоммуникационная компания NTT Communications установила в залах специальное компьютерное оборудование, бла­годаря которому ключевые сцены фильмов сопровождались соответствующими ароматами. Управлялась система через Интернет.

Все это пока лишь эксперименты. Но, скорее всего, в ближайшие годы ароматические синтезаторы станут таким же привычным атрибутом кино, как системы Dolby Digital, а запах роз на своей даче мы сможем отправлять по электронной почте приятелю в Нью-Йорк. Пусть позавидует.
 


Источник: Григорий Тарасевич, НРС

nrs.ru
 

Статьи и информация по этой теме на Аромарекламе:

 

   
 

 
     
 
 
     
Портал Новости Информация

Статьи

О запахах

Интернет магазин

 

Контакты

 

Copyright©2006